События школы

Пояснительная записка к базисному учебному плану на 2012 – 2013 учебный год

Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально – трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

В 1 – 4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В 5 – 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В 1 – 9 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучается: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 5 классе введено природоведение, 8-9 классы – обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В 5-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.

К коррекционным занятиям в младших (1 – 4) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, основы православной культуры, а в старших (5 – 9) классах – социально-бытовая ориентировка (СБО), в 5 – 7 классах – предусмотрен дополнительный урок физического воспитания (вместо обязательных коррекционных занятий, указанных в учебном плане).

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1 – 7 классы), ЛФК (1 – 4 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1 – 4 классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

В 5-9 классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика по профилю обучения.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений. В начальных классах – пятидневная учебная неделя.

Продолжительность урока в 1 классе – 35 минут (I четверть), начиная со II четверти – 45 минут, во 2 – 9 классах – 45 минут.

В 1 классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15 – 25 минут.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы, по усмотрению учреждения, на занятия по логопедии, развитию речи, истории, культуре родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, на профессионально-трудовое обучение, изучение других предметов.

Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту. Для занятий по трудовому обучению и СБО обучающиеся 4-9 классов делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача. Летняя трудовая практика в 5 – 7 классах проводится (в течение 10 дней), 8 – 9 классы – в течение 20 дней по окончанию учебного года или в том же объеме в течение года. По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.